Uoki-Toki

  • Как долго ты занимаешься музыкой? Что тебя подтолкнуло заниматься именно в электронном жанре?

Музыкой начал заниматься ещё в школе, примерно лет с 15. Жил я в городе Севастополе. Тогда я слушал Цоя и хотел научиться играть на гитаре и петь как он. Петь особо не получалось, а вот за гитару я взялся. Но почти сразу вместо акустической гитары предпочёл электро. Обработки никакой у меня тогда не было, а жутко хотелось дисторшена. Моя сестра тогда встречалась с парнем, который очень хорошо паял, его я и попросил соорудить мне эффект. Я нашёл советскую книжку, где была схема под названием “приставка для искажения звука гитары”. Как оказалось, это был фузз на трёх транзисторах. Его он мне и спаял. Очень круто, кстати звучал!
Чуть позже всех моих одноклассников захлестнула волна игромании. У многих появились компьютеры а ля-ZXSpectrum и игровые приставки Dendy. Я брал у друга иногда на время поиграться компьютер «Парус». Это один из клонов ZXSpectrum. Но чаще всего я грузил с кассет программы для написания музыки. Особенно запомнил программу «Wham!TheMusicBox». Наверно, это была моя первая электронная музыка.
У того же друга был синтезатор «Электроника ЭМ-25». Так впервые я покрутил и ощутил мощь аналоговых осцилляторов, фильтров и лфо…
Первый мой компьютер появился только в 2000 году. Я пробовал писать Drum`n`Bass в программе AcidPro. Но всё же больше всего меня занимала электрогитара. Поэтому электронная музыка для меня была на втором плане.

  • Насколько нам известно, твой интерес к чиптюну привел к созданию собственных DIY модулей, тетрис-примочек, говорящих консолей и игрушечных машин, издающих шум. Как популярна эта тема среди музыкантов в нашей стране? Какая безумная идея сейчас у тебя в голове и что ты собираешься собрать в ближайшее время?

Всегда хотел научиться паять собственные музыкальные устройства. Ещё в конце 90-х годов, ничего не ведая о движении Circuit-Bending, замодил «методом тыка» тот самый первый гитарный фузз. В итоге он начал сам осциллировать, издавать различные квакающие и кудахтающие звуки. Я его повесил на гитарный ремень и вставлял эти звуки в наши песни (группы «Три Ствола и Чек на Деньги»).
В 2004 году я приехал пожить в Москву и начал скупать различные гитарные примочки и драм машины, продолжая модить их всё тем же методом Circuit-Bending-а. Наверно, я был один из пионеров этого движения в России. При этом я совершенно не разбирался в электронике, мог только подпаять провод, переключатель или что-то совсем простое. Я пробовал собрать с нуля гитарный буст и фузз, но они отказывались работать вообще. Поэтому я со временем забросил это дело. На самом деле наоборот, это различные DIY устройства привели меня к чиптюну. В то время я обратил внимание на несколько постов на зарубежных форумах по созданию музыки на игровой консоли Nintendo Gameboy. Захотелось попробовать и я купил Gameboy Color и картридж с программой LSDJ.
Только в году 2011-2012 я всё же решил ещё раз попробовать что-то спаять с нуля. Нашёл простую схему гитарного фузза на одной микросхеме. Спаял и она неожиданно для меня заработала! Потом попробовал сделать овердрайв и он тоже заработал. Это меня очень сильно вдохновило и я периодически стал сооружать гитарные эффекты и различные гуделки. Так постепенно я дорос до синтезаторных модулей. В итоге я приобрёл кейс и несколько модулей системы Eurorack.
На мой взгляд, музыкальные DIY устройства не очень популярны. Но это движение растёт с каждым годом. Даже в России появляются умельцы, которые уже выпускают и продают различные девайсы по всему миру.
Я пока тоже иду по этой тропинке: сооружаю различные фильтры, лфо, энвелоп генераторы и другие музыкальные штучки) Надеюсь, когда-нибудь выпущу свой первый «заводской» модуль.

  • За свою долгую музыкальную карьеру ты мог наблюдать за развитием сцены. Опиши свои впечатления о прошлом и настоящем российского чиптюна, о концертах, количестве увлеченных ребят, качестве музыки?

С геймбоем я начал выступать в начале 2007 года. В то время в России только команда ребят из лейбла ChildrenOfDos давали концерты. Чиптюн только становился популярным, как музыка, которая может играть в клубах. Различных демосценеров я не беру в счёт, это совсем другое движение. На мой взгляд, пик популярности 8бит музыки пришёлся на 2008-2010 года. Небольшие клубы частенько оказывались забиты под завязку. Многие начали интересоваться чиптюном и мне нередко писали с вопросом: с чего начать и на чём писать такого рода музыку. Появилось много молодых ребят которые писали и играли с Gameboy.
Но позже интерес снизился и вечеринки такого рода музыки стали проходить всё реже и реже. Я тоже, примерно с 2011 года перестал писать, хотя всё ещё ездил с концертами.

  • Мы знаем, что у тебя был экспериментальный проект Program Files, в котором ты скрещивал геймбой и живые инструменты. Как обстоят дела у Program Files сейчас? Ты согласился бы принять участие в чем-то подобном, если тебе сейчас это предложить?

У меня случаются периоды в жизни, когда я беру гитару и забрасываю всё остальное, а потом наоборот, начинаю писать чисто электронную музыку и забрасываю гитару. В какой то-то момент мне надоело выступать с одним геймбоем. Не хватало именно лайва, ощущения от контроля музыки, такого рок драйва что ли… Я решил попробовать поиграть на гитаре под свой чиптюн. Так и родился проект ProgramFiles. Этот период практически совпал с моим возвращением в Севастополь. Там ко мне присоединился мой друг — Алексей Краев, который играл на бас гитаре. Наверное, этот проект мог перерасти в полностью живой. Меня начали напрягать различные технические проблемы геймбоя: он частенько подвисал, в картриджах садились батарейки и все сэйвы стирались, а что бы залить обратно нужен был специальный кардридер, который втыкался в LPT-порт (которого нет на современных ноутбуках). Короче, я в один прекрасный день плюнул на это и перестал играть вообще. Как раз тогда я занялся паянием. А ещё в то время у меня родился сын! Поэтому проект ProgramFiles как-то растворился сам собой. И если честно, то пока я не горю желанием его воскрешать. Только может если без геймбоя))))

  • Ты часто путешествуешь? Расскажи, как на твой взгляд обстоят дела с интересом у молодежи к 8-bit/Chiptune культуре и музыке в других странах?

Хотелось бы путешествовать чаще, но я был только в Индии и Шри-Ланке (ну, Беларусь и Украина не в счёт). Ну там дела с чиптюном никак не обстоят). Мне даже было бы интересно увидеть индийского восьмибитчика))) Круто если бы он писал музыку с фолк мотивами своей страны.
Я очень хотел бы посетить Японию. Вот там, наверняка можно встретить настоящих чиптюн-фриков.

  • В каких частях нашей необъятной планеты тебе было наиболее интересно и комфортно проводить время? В каких самых необычных местах тебе удалось трапезничать и какие непривычные блюда ты пробовал?
    Прим. от ред.: Ты до сих пор ешь суши вилкой? :)

Как-то я работал в районе савёловского рынка и частенько на обед ходил в новую вьетнамскую забегаловку. Меню на английском языке не всегда мне было понятно, а официанты еле-еле разговаривали по-русски и я любил заказывать наугад. Помню, там впервые попробовал лягушачьи лапки. Ещё там была водка со скорпионами или змеёй внутри.
В Индии из еды мне нравилось почти всё. Я люблю еду со специями, но конечно индусы бьют все рекорды в этом. Настолько острую еду я никогда не пробовал.
А вообще я последние три года вегетарианец. И кстати, да, если заказываю роллы, то вегетарианские и продолжаю их есть вилкой. Палочками так и не научился)

  • Ты являешься пионером chipstep движения. Расскажи, чем именно тебя привлекло и заинтересовало это направление в музыке? Как быстро ты освоил техническую сторону, используя геймбой, и как легко тебе это удалось?

Dubstep музыка не прошла мимо меня. Одно время я прям подсел на неё. Это отразилось и на моей музыке. Появились композиции в стиле chipstep. А вообще скажу честно: я никогда не любил 8бит музыку. После прослушивания двух композиций подряд у меня начинала болеть голова. Это потом у меня уже выработался иммунитет. Как я говорил раньше, к чиптюну я пришёл больше из технической стороны и так сказать нестандартного звукоизвлечения. Без прочтения мануала освоить написание музыки в программе LSDJпросто невозможно. Но даже после детального изучения всех функций, всё равно написать что-то вменяемое довольно сложно. Наверно, я так и не смог освоить его до конца)). Геймбой весьма ограничен, в нём 4 канала, причём один из них это просто шум из которого, как оказалось, тоже можно выжать звуки. Для меня это как вызов, некая борьба с машиной и суть этой борьбы получить интересный результат из весьма ограниченных средств. В некотором смысле сегодняшнее моё увлечение модульными синтезаторами как раз имеет схожие корни. Там тоже идёт борьба.

  • Судя по твоему творчеству, у тебя весьма разносторонние музыкальные вкусы. Что ты слушаешь в плеере в последние два месяца (если слушаешь)? Кого бы ты выделил из современных исполнителей? И кого конкретно из чиптюн-сцены?

Вырос я на роке (Rapcore и всё такое), но часто любил послушать и Jazz. Из электронных стилей больше слушал Drum`n`Bass, Trance, Breakcore, Skweee. Так же очень люблю Reggae и всё что близко к нему: Dancehall, Jahtari. А последние пару месяцев я слушаю различный Psytrance (ProgTrance).
Буквально на днях зацепила меня русская группа AtlantidaProject. Очень жаль, что вокалистка недавно покинула нас.
Chiptune я сейчас не слушаю, но могу выделить таких ребят: Cow`P, IAYD, Cheapshot.

  • У тебя за плечами множество отыгранных сетов и выступлений. Ты можешь вспомнить свое первое выступление, как это было? Расскажи о самых ярких моментах концертной деятельности проекта Uoki-Toki?

Первое моё выступление состоялось в феврале 2007 в Вологде. Когда меня позвали сыграть в клубе, то я к этому не был особо готов. Треков было всего штук шесть-семь. Я в то время ещё поигрывал в одной группе на гитаре, поэтому позвал вокалиста оттуда, что бы он зачитал репчину под музыку. Как ни странно, концерт прошёл великолепно. Первые концертов пять мы сыграли с ним вместе.
Помню, меня позвали играть в Хабаровск и Владивосток. Я согласился, был куплен билет на самолёт. Я тогда работал удалённо, т.е. дома, иногда наведываясь в офис. Не вдаваясь в подробности, скажу, что задача была оставаться онлайн всё время и периодически выполнять работу за компьютером. И вот мой директор узнав, что я на неделю улетаю, вдруг запретил мне это и сказал, уволит меня если я полечу. А он такой, слов на ветер не кидает. А до вылета остался всего день…. В общем, я решил рискнуть, но при этом делать вид, что никуда не улетел. Но на деле это оказалось очень сложно, т.к. это совсем другой конец земли, а следовательно другой часовой пояс. Мне приходилось работать по ночам, даже прям в клубе перед самими концертами, а утром отсыпаться. А если принять во внимание, что жил я по впискам и интернет там не всегда оказывался, то это была полная приключений поездка. Но, слава Богу, всё закончилось хорошо!)
Была масса весёлых концертов! Спасибо всем организаторам и посетителям вечеринок. Это время всегда останется в моей памяти!

Uoki-Toki on VK
Program Files on VK